фото с сайта focus.ua
Главная задача реаниматологов — успеть вернуть пациента к жизни прежде, чем погибнут клетки мозга и других органов. По мнению реаниматолога Сэма Парниа (США), возможно спасение большего количества людей с диагнозом «остановка сердца». Для этого необходимо особое оборудование и соблюдение технологии оказания помощи.
Парниа считает самой эффективной методикой ECPR — кардиопульмональную реанимацию, то есть сочетание искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. E в аббревиатуре означает экстракорпоральную мембранную оксигенацию (ЭКМО).
Мембранный оксигенатор поддерживает циркуляцию и оксигенацию крови в организме человека, сердце которого остановилось. Становится возможным возвращение к полноценной жизни даже через шесть-семь часов после остановки сердца.
В своей книге «Эффект Лазаря» Парниа описывает алгоритм идеальной реанимации. Пациента подключают к аппарату ИВЛ, устройству для массажа сердца и датчику, отслеживающему качество поступающего в мозг кислорода.
В том случае, если меры не помогают, и развивается кислородное голодание, для восстановления нормального уровня оксигена в мозге и внутренних органах прибегают к ЭКМО.
Желательно одновременное охлаждение тела пациента для снижения метаболической активности в клетках мозга и остановки процесса их гибели. С этой целью используют гелевые камеры, подключённые к датчикам температуры. Иногда в шею или в пах вставляют катетер и охлаждают кровь через него, либо подают в носовые ходы холодный пар для быстрого охлаждения мозга.
Такой технологией пользуются реаниматологи Южной Кореи и Японии, в Европе она не распространена.