фото с сайта med-mix.ru
Слух — не просто показатель состояния репрезентативной системы, это важнейший элемент социализации человека. Хорошо слышать — значит, иметь возможность общаться, обучаться, понимать других людей. Утрата слуха из-за травмы или возрастного заболевания создаёт взрослому человеку массу бытовых сложностей. Для ребёнка последствия ещё серьёзнее: не различающий звуки малыш не может научиться речи и чтению, ему трудно понимать взрослых, играть с другими детьми. Чем раньше будет выявлена проблема, тем лучше.
Аудиометрию назначают во всех случаях, когда есть подозрения на снижение функциональности слухового аппарата. Чаще всего процедуру проводят после полученных травм, воспалительных отоларингологических заболеваний, в детском возрасте — при замедленном развитии, отклонениях в поведении и реакциях. Заметить нарушения слуха можно уже в первые месяцы жизни младенца, сегодняшний уровень аппаратуры позволяет проводить исследование даже у новорождённых.
Различают следующие виды аудиометрии:
-
тональная;
-
речевая;
-
компьютерная;
-
поведенческая;
-
игровая тональная;
-
игровая речевая.
1. Тональное (пороговое) исследование проводят при помощи аудиометра, определяющего, как человек слышит на разных частотах. В наушники пациента подают сигналы, варьируя частоту и интенсивность. Если предъявляемый сигнал услышан, пациент нажимает кнопку. Результат обследования — аудиограмма — представляет собой визуальное изображение слуховой функции, степень нарушений на разных частотах. По данным обследования назначают лечение или подбирают слуховой аппарат.
2. Речевая (субъективная) аудиометрия оптимальна для первичной диагностики нарушений слуха, выбора и настройки слухового аппарата, оценки качества слухопротезирования. Врач тонко чувствует модуляции и тональность собственного голоса, регулируя от шёпота до громкой речи, и выбирает настройки, соответствующие максимальной разборчивости речи. Метод идеален как дополнение к тональному исследованию.
3. Компьютерная аудиометрия нацелена на регистрацию коротколатентных (определяют степень снижения слуха) и стационарных (определяют частотную характеристику снижения слуха) потенциалов. На голове пациента фиксируют электроды, надевают наушники. На экране монитора образуется кривая зависимости электрических реакций головного мозга от звуковых раздражителей. Компьютерное исследование может проводиться во сне — таким способом выявляют врождённые патологии слуха у младенцев до 2-х лет.
4. Поведенческое исследование (с визуальным подкреплением и без) проводят у детей в возрасте от года до трёх лет. В основу метода заложена взаимосвязь повторяющихся визуальных и звуковых эффектов. Ребёнок сопоставляет восприятие звука с появлением (подсветкой, началом движения) игрушек или картинок. Отсутствие реакции может говорить о нарушениях слуха. Если звук подаётся через громкоговоритель, индикатором становится лучше слышащее ухо.
5. Игровая тональная аудиометрия — вариант исследования, оптимальный для возраста 2–7 лет. Разработаны разные модификации тональных приборов, создающих игровую атмосферу: ребёнку предлагается поучаствовать в увлекательных гонках, конкурсе, пройти тест, получить подарок. Всё это способствует вовлечению малыша в процесс и правильному выполнению указаний специалиста. Другой вариант — ребёнка 3–6 лет просят выполнить какое-то игровое действие (надеть кольцо на пирамидку, нажать кнопку управления виртуальным автомобилем), когда он услышит звук. В процессе исследования меняют частоты и интенсивность звука.
6. Игровая речевая аудиометрия подходит для тестирования детей в возрасте от двух до семи лет. Слух оценивается по разборчивости речи, генерируемой прибором на нескольких уровнях громкости (от 25 до 70 дБ). В процессе исследования фразы и дикция остаются постоянными, меняется лишь громкость, пока не будет достигнут порог, при котором малыш различает слова. Чтобы увлечь ребёнка, слова и фразы произносят сказочные персонажи или герои мультфильмов.
Сегодня аппаратура для аудиометрии позволяет распознавать нарушения слуха у пациентов любого возраста, выявлять частотно-тональные закономерности, рекомендовать оптимальный способ слухопротезирования. Использование элементов игры при обследовании маленьких детей помогает вызвать заинтересованность пациента и получить объективные результаты.