фото с сайта bazarpnz.ru
Процесс дыхания — один из самых важных и сложных в человеческом организме, восстановить нарушенные функции бронхов и лёгких крайне непросто. Вероятно, именно поэтому с ингаляциями как методом лечения связано множество стереотипных представлений, зачастую не соответствующих действительности.
Самый устойчивый миф — о длительности ингаляционной терапии (от нескольких месяцев до года). На самом деле лечение проводится курсами, стандартными для большинства медицинских процедур: от 10 дней до 2–3 недель, после чего следует ремиссия заболевания. Предубеждения же чаще всего возникают на почве неправильно подобранных препаратов и нарушений режима (нерегулярность процедур, несоблюдение рекомендаций врача, неправильное пользование ингалятором и т. п.)
Ещё одно устойчивое мнение связано с размером частиц, генерируемых небулайзерами. Принято считать, что эффективны лишь аппараты, образующие мельчайшие частицы (менее 5 мкм). Однако успешность терапии зависит не только от величины частиц, но и от дозы аэрозоля, попадающего в лёгкие при каждом вдохе. Этот параметр даже более значим, чем размер частиц.
Вопреки стойкому мнению, качество терапии практически не зависит от мощности компрессора. Такая зависимость существовала, когда использовались небулайзеры непрерывного действия. Новое поколение аппаратов, управляемых дыханием, более действенны в тандеме с компрессорами средней и малой мощности.
Также принято связывать остаточный объём с уровнем эффективности небулайзера. В действительности лекарственное вещество в большей степени теряется в окружающую среду, и это главный параметр, определяющий экономичность установки и количество инспирированного препарата.
В небулайзерах непрерывного действия потери вещества достигают 50–60%, в управляемых дыханием этот показатель в 2–3 раза ниже благодаря системе регулирующих клапанов выдоха и вдоха.
Учитывая, что во многих лечебных учреждениях по-прежнему используются традиционные установки непрерывного действия, актуальны специальные насадки — спейсеры, повышающие эффективность ингаляционного аппарата за счёт доставки препарата непосредственно к бронхам и снижения количества вещества, оседающего в глотке и ротовой полости.
Для лечения маленьких детей нецелесообразно применять «взрослые» модели с мощным потоком из-за больших потерь аэрозоля, как на вдохе, так и на выдохе (ребёнок не усваивает всю порцию поступающей смеси). Правильно подобранный спейсер помогает решить эту проблему, повысить результативность терапии и уменьшить риск осложнений.
Интересные результаты были получены в ходе сравнительного исследования ультразвуковых и компрессорных ингаляторов. Выяснилось, что данные устройства генерируют приблизительно одинаковое количество микрочастиц, поэтому нет принципиальных отличий в их эффективности.
Долгое время в оснащении больниц использовались стационарные ингаляторы в виде многоместных установок с общим мощным компрессором и индивидуальными распылительными камерами. Данный тип оборудования считался наиболее удобным и экономичным. На самом деле подобные системы имеют массу недостатков: трудности стерилизации длинных гофрированных трубок, невозможность точного дозирования, неконтролируемые потери лекарств.
Сегодня многие индивидуальные ингаляторы как портативных, так и стационарных модификаций имеют характеристики мощности и объёма распылительной камеры, сопоставимые с многоместными системами, но без перечисленных выше недостатков.
Несмотря на то, что клиническая практика пока не дала поводов для сомнений в безопасности аэрозольной терапии, биохимики и фармацевты продолжают изучать процесс трансформации жидких препаратов в аэрозоль и те химические сдвиги, которые происходят в веществе. Также продолжаются исследования альтернативных моделей ингаляторов с точки зрения их влияния на лечебные свойства применяемых медикаментов.